Михаил Якимов посетил Иркутск с лекциями, посвященными вопросам транспортного планирования и организации дорожного движения

2 апреля, 2014 admin 0

С 17 по 26 марта 2014 года в г. Иркутске на базе Института математики, экономики и информатики Иркутского государственного университета проводились традиционные, уже седьмые “Байкальские чтения”.

На данном мероприятии присутствовал доктор технических наук, профессор Пермского национального исследовательского университета (ПНИПУ), директор Института транспорта ПНИПУ Михаил Ростиславович Якимов.

В Иркутске Михаил Ростиславович поделился Пермским опытом транспортного планирования. Основная идея транспортного инженера состояла в том, что для уменьшения среднего времени реализации транспортных корреспонденций в городе, необходимо предоставить приоритет общественному транспорту над личным.

На выступлении Михаил Ростиславович привел пример «спирали городских противоречий», имеющей три витка. На первом витке с ростом интенсивности движения происходит ухудшение дорожных условий, увеличиваются издержки пассажирского транспорта. Из-за растущих издержек снижаются качество предоставления услуги и объёмы перевозок, у жителей всё ярче проявляется потребность в использовании индивидуального транспорта, интенсивность движения вырастает ещё больше, круг замыкается.

На следующем витке «играет» негативное влияние автомобилей на окружающую среду: загазованный центр города становится непривлекательным для жизни, люди стремятся поселиться подальше, и, как следствие, их потребность в личном транспорте снова растёт.

Третий виток «спирали противоречий» не оставляет надежд. В крупном городе «взлетает» транспортная составляющая в цене товаров и услуг, его центр становится всё менее притягательным местом для приложения труда, рабочие места начинают «расползаться» к периферии. Потребность в индивидуальном транспорте снова растёт, и интенсивность движения всё больше накаляется.

По мнению Михаила Якимова, у городов, погрязших в противоречиях, есть экстенсивный и интенсивный пути. В первом случае нужно до бесконечности расширять дорожную сеть, что в условиях городских бюджетов остаётся нереальной задачей. Во втором – выжать максимум провозной способности от существующих дорог, для чего всех жителей нужно как можно плотнее «набить» в каждое транспортное средство.

В г. Перми решили пойти по второму пути. В 2006 году в Перми была разработана концепция транспортного планирования и организации дорожного движения. Некоторые теоретические наработки Михаилу Ростиславовичу удалось реализовать на практике, чтобы сместить баланс в пользу общественного транспорта.


Схема развития сети трамвая, троллейбуса и городского автобуса в г. Перми, согласно Генерального плана г. Перми

Нестандартный взгляд у учёного и на парковочную политику. Он убеждён, что центр города нельзя насыщать парковками. «Все спрашивают, как мы умудрились построить в центре города 14-этажное здание и не сделать ни одного парковочного места. Нам говорят: «Вы сумасшедшие». А мы понимаем следующий шаг: если сделаем такую же 14-этажную подземную парковку, то закачаем в неё 3 тысячи автомобилей и тогда сдвинем баланс в сторону индивидуального транспорта и гарантированно увеличим время реализации корреспонденции. Наш мастер-план не разрешает нам строить парковочные места в центре. Наверное, Пермь – единственный такой город», – рассказывает Михаил Якимов.

Михаил Ростиславович привел пример удачного пермского опыта по применению парковок с ограниченным временем стоянки. Дорожный знак «Р» снабдили табличкой «180 минут», а по периметру расставили электронные системы слежения, которые с помощью видеокамеры фиксируют нарушителей, превысивших разрешённое время, и рассылают письма с извещениями о штрафах. «Оборачиваемость парковочного места увеличивается, и большее количество людей может воспользоваться общественным благом», – резюмирует Михаил Якимов.

Помимо вопросов транспортного планирования, на Байкальских чтениях-2014 удалось затронуть и вопросы взаимодействия органов ГИБДД и граждан. Михаил Ростиславович, как человек с активной гражданской позицией, поделился идеей материального поощрения неравнодушных жителей г. Перми, готовых бороться с проблемой неправильной парковки (подробнее см. Группа Сarbusters).

Ссылка на источник