Жизнь по карточкам

15 декабря, 2015 admin 0

19.11.2015 г. Коммерсант.ru

В администрации Нижнего Новгорода сообщили о запуске с 1 января 2016 года электронных проездных карт в муниципальном транспорте. Пока нововведение коснется только пассажиров-льготников, которым муниципалитет отменяет бумажные единые социальные проездные билеты и абонементы (ЕСПБ, ЕСПА). С помощью электронного учета городские власти намерены определить наполняемость транспортных потоков и повысить финансовую дисциплину, чтобы обосновать возмещение из федерального бюджета выпадающих доходов за перевозки льготников. В компании-операторе «НоваКард», которая из-за разногласий города и области с 2014 года не может запустить в Нижнем электронную оплату проезда, сочли заявление очередным нормативно не подкрепленным обещанием.

Источник



Научный руководитель Центра дорожной информации РАДАР Якимов Михаил Ростиславович сказал свое мнение об электронной системе оплаты проезда:

Внедрение электронной системы оплаты проезда позволяет установить более-менее реальную картину распределения пассажирских потоков внутри маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования. Кроме того, она устанавливает некоторые зависимости временной суточной неравномерности транспортных потоков, а также отчасти движения транспортной корреспонденции внутри всей сети через анализ пересадочности пассажиров на различные маршруты (с одного на другой маршрут). Существует два пути внедрения электронной системы оплаты проезда. Первый путь – это путь сверху, когда организатор перевозок, в данном случае администрация Нижнего Новгорода, разыгрывает конкурс, ищет компанию оператора и за деньги муниципального образования выпускает электронный карты, которые в дальнейшем распространяются среди населения. В этом случае администрации нужно понять механизм вовлечения частных перевозчиков в эту систему и механизм компенсации возможных затрат перевозчиков для внедрения этих электронных систем оплаты проезда. Обычно такой путь начинается именно с реализации электронных проездных документов для льготной категории граждан. Однако есть и другой путь, который в данный момент практикуется в городе Перми, путь снизу. В этом случае сами перевозчики проявляют инициативу унификации оплаты проезда в своем подвижном составе через электронные системы, которые одновременно с этим помогают установить эффективность работы самого автотранспортного предприятия через четкий и прозрачный учет всех пассажиров, которые пользуются услугами данного перевозчика. Тогда перевозчики объединяются и обращаются в одну из управляющих компаний-операторов, в городе Перми это компания «Прокарт», которая предоставляет терминал и распространяет среди населения за частные деньги карты электронной оплаты проезда. Обычно такие карты приобретаются в первую очередь людьми, которые платят «живыми» деньгами за свой проезд. Представляется, что вторая система, когда внедрение электронной системы оплаты проезда происходит снизу, является более предпочтительной, потому что она более естественна и более понятна для перевозчиков.

Я считаю, что невозможно заменить полностью оплату наличными. По закону в РФ любой товар или услугу можно оплатить наличными деньгами, но, если половина людей будет использовать электронную систему оплаты проезда, то нелегальным перевозчикам будет очень трудно конкурировать с легальными перевозчиками за пассажира, который имеет в кармане электронную карту оплаты проезда, которой он не может воспользоваться у нелегального перевозчика. Скорее всего нелегальные перевозчики не смогут функционировать больше на маршрутной сети. Что касается частных перевозчиков-посредников, организовавших в Нижнем Новгороде сети по продаже проездных, то это, скорее всего, первые, кто пострадают от такого нововведения.