Виновникам ДТП придется платить за упущенную выгоду ГЭТ

4 июля, 2013 admin 0

Как известно, городской электротранспорт имеет преимущество в движении перед всеми другими видами транспорта общего пользования и личного автомобиля. Но, зачастую, в «пробках» водители забывают об этом, спеша по личным делам, что приводит к печальным последствиям – ДТП с дальнейшем простоем как электротранспорта, так и вынужденной стоянкой автомобиля.

По статистике количество ДТП, с последующим простоем ГЭТ по вине сторонних водителей, растет не то что по годам, а даже по кварталам! Например, в 1 квартале 2010 года случилось всего 3 ДТП, повлекших простой ГЭТ, а к 4 кварталу 2011 года их число достигло уже 114. Для наглядности редакцией построены диаграммы по статистическим данным, предоставленным генеральным директором МУП «ПермГорЭлектроТранс» Алексеем Владимировичем Никулиным.


В наши дни, время – один из самых дорогих ресурсов. Поэтому каждая минута простоя электротранспорта должна быть материально возмещена. Идея анализа существующей ситуации с возмещением ущерба МУП «ПермГорЭлектроТранс» со стороны виновных в ДТП водителей принадлежит начальнику отдела анализа исполнения движения общественного транспорта Департамента дорог и транспорта Администрации г. Перми Максиму Николаевичу Ширинкину.

По рекомендации Максима, редакция сетевого издания «Центр дорожной информации» обратилась к заместителю генерального директора по правовым вопросам МУП «ПермГорЭлектроТранс» Александру Владимировичу Плаксину за консультацией.

Мария Степеренкова, главный редактор сетевого издания «Центр дорожной информации»:

-Здравствуйте, Александр Владимирович! К нам поступила информация о растущей динамике простоев ГЭТ по вине сторонних водителей. Расскажите, пожалуйста, каким образом проходит процедура возмещения ущерба ПермГорЭлектроТрансу виновниками ДТП?

Александр Владимирович Плаксин, заместитель генерального директора по правовым вопросам МУП «ПермГорЭлектроТранс»:

-Здравствуйте, Мария! Существует несколько инстанций, через которые проходит информация о простоях ГЭТа. Самая первая – это отдел главного ревизора. Сотрудники данного отдела отслеживают простои ГЭТа, а затем передают информацию в финансово-экономический отдел. Экономисты считают убытки от простоя электротранспорта, передают результаты своей работы в юридический отдел, где готовятся судебные иски к виновникам ДТП. Кроме того, специалисты юридического отдела занимаются выставлением виновникам претензий. Затем водители получают повестки и обязаны явиться в суд. По решению суда выносится решение о сумме возмещения убытков ПермГорЭлектроТрансу виновником ДТП, повлекшим простои ГЭТ. Существуют так же единичные случаи достижения соглашения о выплате суммы убытка в добровольном порядке.

По данным МУП «ПермГорЭлектроТРанс», наибольшее число заявлений в Суд, связанных с простоем ГЭТ по вине посторонних водителей, наблюдалось в2010 – 2011 году: до 50 за квартал (например, в 4 квартале 2011 года). При этом, около половины судебных дел выиграны.

Статистика не оставляет сомнений – число ДТП в нашем городе растет как на дрожжах! Электротранспорт можно назвать, в данном случае, «пострадавшим», ведь при аварии на одном участке пути, парализуется движение на всей ветке. В сложившейся ситуации на ум приходят извечные вопросы «Как быть?» и «Кто виноват?». Эти и другие вопросы Сетевое издание «Центр дорожной информации» попыталось выяснить у Анатолия Ивановича Ярыгина, главного ревизора по безопасности дорожного движения МУП «ПермГорЭлектроТранс».

Мария: – Здравствуйте, Анатолий Иванович! Скажите, пожалуйста, с чем по Вашему мнению, связана динамика роста ДТП с последующим простоем ГЭТ?

Анатолий Иванович: – Здравствуйте! Я бы не сказал, что динамика сильно растет. К настоящему моменту среднее количество ДТП с участием ГЭТ или с последующим простоем ГЭТ примерно совпадает с данными прошлого года.

Мария: – Каковы основные причины ДТП с участием ГЭТ и по вине сторонних водителей?

Анатолий Иванович: – Что касается аварий с непосредственным участием трамвая, то могу сказать, что в 95 % случаев виновником является сторонний транспорт, то есть личный автомобиль. А основная причина – не соблюдение правил дорожного движения. То есть, не предоставление преимущества в движении трамваю (как известно, трамваи практически в любой ситуации имеют преимущество в движении среди всех остальных транспортных средств). Есть ещё и субъективная причина, связанная с человеческим фактором. Внимание водителей «заточено» на другие автомобили. И ждут опасности водители, именно со стороны автомобилей. То есть транспортных средств примерно таких же габаритов. А трамвай они попросту не замечают, так как он больше и находится немного «выше» поля зрения водителя. Есть даже поговорка «Большое видится на расстоянии». Таким образом, водитель трамвая, видя аварийно-опасную обстановку на путях, начинает тормозить, и попросту, не успевает остановиться, так как его тормозной путь значительно больше, чем тормозной путь автомобиля. Это связано с тем, что средний вес трамвая – 20 т и сцепление с путями иное, нежели сцепление колес автомобиля с асфальтом. Можно сказать, что торможение трамвая менее эффективно, чем торможение автомобиля.

Значительно чаще встречаются аварии без участия трамвая, но с последующим его простоем. Такие аварии случаются по вине сторонних водителей, чаще всего на перекрестках. Между перекрестками аварий практически нет. Основная причина аварий на перекрестках – нарушение правил дорожного движения, не предоставление преимущества при проезде перекрестков. Особенно часто такие аварии происходят на ул. Мира (практически каждый перекресток при повороте налево).

Мария: – Какие меры уже приняты для уменьшения числа ДТП?

Анатолий Иванович: – Мы постоянно сотрудничаем с пермской дирекцией дорожного движения по вопросам организации дорожного движения. Желательно так организовать перекресток, чтобы автомобиль не мог заехать на пути. Ведь чаще всего трамваи не являются виновниками ДТП. Кроме того, они делают всё возможное для предотвращения ДТП.

Мария: – Какие меры планируется принять для уменьшения числа ДТП?

Анатолий Иванович: – Выделить трамвайные пути (бордюры, ограждения и т. д.)

Мария: – Есть ли какие-то помехи/сложности в реализации мер по борьбе с ДТП?

Анатолий Иванович: – Только финансовые. Все меры по борьбе с ДТП на трамвайных путях – уже проверенный мировой опыт. И здесь важно оградить пути, а ещё лучше – вынести их на обочину, чтобы исключить всяческий «контакт» трамвая с другими транспортными средствами.

Мария: – Чем могут помочь граждане в решении проблемы?

Анатолий Иванович: – Соблюдать правила дорожного движения. Пешеходы – переходить дорогу только в установленных местах, водители – предоставлять преимущество в движении согласно ПДД.

Большое спасибо Анатолию Ивановичу Ярыгину за столь подробный ответ. В Заключение хотелось бы получить экспертный комментарий Михаила Ростиславовича Якимова, научного руководителя Центра дорожной информации «Радар», доктора технических наук, профессора ПНИПУ, директора Института транспорта ПНИПУ.

Мария: – Здравствуйте, Михаил Ростиславович! Как Вы оцениваете работу, проводимую МУП «ПермГорЭлектроТранс» по возмещению убытков от простоя трамвая, связанных со сторонним транспортом?

Михаил Ростиславович: – Считаю, что работа очень важная и нужная. Я с удовлетворением узнал, что такая работа проводится. Здесь важно даже не столько возместить ущерб от простоя электротранспорта, этот ущерб многогранен, он не замыкается только в том, что теряет сам МУП «ПермГорЭлектроТранс» от простоя трамвая, от упущенной выгоды. В него ещё необходимо вкладывать ущерб, причиненный пассажирам, который никто, на самом деле, не считал. Когда происходит задержка трамвая, начинаются оперативные изменения в расписании, а те люди, которые стояли на остановке и ждали трамвая, и к ним трамвай не придет, вынуждены изменять свой маршрут, пользоваться другим видом транспорта, тратить больше времени и денег, добираться с пересадками, в отличие от прямого транспорта. Их ущерб не возмещается. Возмещается только размер упущенной выгоды самого электрического транспорта, т. е. проблема намного шире. И здесь важны именно воспитательные меры, освещение проблемы в СМИ, чтобы люди понимали, что, совершив ДТП, придется возмещать ущерб не только владельцу того транспортного средства, которое пострадало, но и очень многим людям, которые в этот момент реализовывали свои транспортные потребности на том участке дороги, где виновник ДТП создал помехи. То есть, если за Вами образовался затор из 10-20 автомобилей, да ещё и 10-20 трамваев, что в количественном выражении превышает цифру в 200 человек, это очень серьезно. Каждая минута рабочего времени человека стоит определенных денег, и можно примерно сообразить какой совокупный ущерб он будет нести. Единственное спасает, что не каждый участник дорожного движения, не каждый пассажир общественного транспорта или водитель личного автомобиля, будет подавать иск в суд о возмещении материального ущерба, но если хотя бы одно крупное предприятие, такое как МУП «ПермГорЭлектроТранс» подает иск в суд на возмещение материального ущерба, это уже очень правильно. Главное, донести что ситуация может быть гораздо хуже и очень внимательно нужно относится к соблюдению правил дорожного движения, особенно в центре крупных городов.

Редакция сетевого издания «Центр дорожной информации» выражает благодарность всем экспертам, оказавшим содействие в подготовке материалов статьи, а так же желает всем участникам дорожного движения быть внимательными, соблюдать ПДД и уважать друг друга!