Маршрут № 068 – полезный эксперимент или вредная провокация?

29 мая, 2010 admin 0

Подробнее о самом маршруте и идеях его организаторов написано тут:
http://www.fedpress.ru/federal/econom/train/id_185382.html
http://www.perm.aif.ru/society/article/7491
Ну и в ЖЖ главного идеолога и организатора тут:
http://arkovyev.livejournal.com/

Попробую высказать некое своё резюме по этому вопросу которое сформировалось в голове к настоящему моменту. Что запомнилось и показалось интересным (необычным):

1. Очень много красивых слов: «Общественная организация…», «Мы – пассажиры…», «В рамках закона…» и т.п. Это отличает организаторов маршрута 068 например от организатором маршрута № 100. П.Г.Ширев говорил очень мало. И не собирал круглые столы.
2. Две идеи. Одна – применение дифференцированного тарифа на пассажирские перевозки в городе Перми. Вторая – использование инструмента «перевозка по заказу» вместо «регулярных перевозок».
3. Прошлая деятельность организатора и идеолога маршрута № 068 (Ковыев А.Р.) – начальник департамента дорог и транспорта.

Вот пожалуй и всё. более в этом ничего интересного и нет. Что можно видеть со стороны? Вроде ничего нового: Бывший руководитель отрасли, как и все его предшественники (скольких я знаю) после покидания своего поста организатора пассажирских перевозок в городе Перми уходит в бизнес и начинает заниматься перевозкой пассажиров. Появляется новый маршрут сейчас 068, ранее 100. Начинаются разговоры о том что маршрут востребован, все рады и вот вот в мире наступит долгожданное благоденствие…

Мнение мое если коротко такое: «Пусть будет. Главное что бы этот маршрут не мешал работе общественного транспорта.»

Мне представляется очень полезным и важным обкатать идею использования в регулярных перевозках по городу дифференцированный тариф. Сейчас маршрут № 068 работает по дифференцированному тарифу. Это интересно. Перевозчик сам установил цены в зависимости от расстояния и вроде как пассажира эти цены устраивают… В идеале не плохо было бы провести такие эксперименты и по другим маршрутам. В результате чего была бы вполне объективная картина об экономике отрасли.
В общем в этом несомненный плюс и полезность начинаний А.Р. Ковыева.

Далее – сплошной вред

Слова….
Говорить – «Мы – пассажиры» можно конечно, если только общность не нарушена. Пассажиры маршрута № 068 – это далеко не все пассажиры в мире. Есть и другие пассажиры, есть потенциальные пассажиры и есть в конце концов и другие участники дорожного движения. И что хорошо одним не всегда хорошо другим. Чаще – плохо.
На то и демократия в мире. Власть большинства. И в обществе принимается только то, что приносить пользу большинству членов этого общества. Перенося это на генеральную совокупность всех пассажиров в мире (именно в мире, а не только в городе Перми) можно заметить, что открывать маршрут 068 от имени пассажиров можно было только лишь после учета мнения ВСЕХ пассажиров.
Для того и создана в стране (в мире) система власти. Что бы жители города объединившись, избрав свой представительный орган власти (гор.думу) решали как им жить, как им передвигаться по дорогам ибо дороги это их общее достояние и общий ресурс. И если исполнительная власть не справляется с задачами реализации мнения большинства жителей, то скорее всего надо не придумывать альтернативную представительную власть в виде общественной организации « Мой маршрут», а посоветовать действующей – сменить дискредитирующую её исполнительную власть, т.е. администрацию в лице руководства департамента дорог и транспорта.
В этом вопросе особую пикантность сложившейся ситуации придаёт то что идеолог введения нового маршрута 068 – как раз и есть тот человек который буквально пол года назад начал активную работу по формированию демократичной и открытой системы организации пассажирских перевозок в городе.
Надо отдать должное А.Р. Ковыеву. Не особо он скрывал, что его приход в руководство департамента дорог и транспорта был направлен на проведение максимально прозрачных и либеральных реформ. Идеологом которых выступал в первую очередь руководитель администрации А.Б. Кац – человек который наверное олицетворяет рыночные механизмы в управлении всего и вся и городским хозяйством в том числе. Но было мнение и городских депутатов, которые не разделяли идей «пустится в рынок» по примеру городов соседей. И были они в этом тоже правы, ибо опыт городов соседей со стадами Газелей на улицах и диким рынком перевозок не был для них привлекательным. Короче – развернуться не дали.
Но идей свои А.Р. Ковыев не оставил. Он ушел из муниципальной службы, создал общественную организации. И идею свою реализовал. Короче «не мытьём, так катанием».

Схема….
Схема (механизм) организации перевозок конечно темная и кривая. Не нужно особо разбираться зачем нужна общественная организация и сколько в ней должно быть членов, можно просто взглянуть на процесс со стороны. Человек заходит в автобус где ему дают в руки ручку и бумажку (заявление о вступлении в организацию) и говорят – подпиши! А не хочешь подписывать – выходи из автобуса. А человеку надо просто доехать и его не очень то волнуют цели общественной организации в которую он вступает, будь то «за мир во всем мире» или «повышение качества работы ОТ» у него цель предельно четкая и понятная – доехать до места назначения!
Согласитесь механизм – выглядит не очень красиво…
Кому хорошо, а кому плохо…
Хорошо пассажирам маршрута № 068. Плохо – всем остальным. Так это обычно и бывает.
Плохо пассажирам маршрута, например 68. Наверно они потеряют часть своего времени когда их автобус вынужден будет постоять и подождать пока от очередной остановки отъедет автобус маршрута № 068. Плохо перевозчикам которые выиграли в конкурсе на перевозки на своих маршрутах и вчерашний пассажир которых сегодня пересел на маршрут № 068. Явно они это не ожидали и будут возмущены бездействием администрации на которую они надеялись как на регулятор когда шли в конкурс и просчитывали свою экономику. Плохо другим участникам дорожного движения – просто по той причине что на проезжую часть выехало еще одно транспортное средство и заняло часть общей территории. Хотя конечно автобус лучше, чем индивидуальный легковой автомобиль и пользы обществу от него несоизмеримо больше, чем от частной легковушки.

Чего хотят пассажиры…
Они хотят двух вещей: Первое – Воспользоваться услугами перевозчика и проехать в автобусе. Второе – Иметь гарантированную возможность первого.
На счет первого – вроде нормально всё. Подписал бумажку (желательно конечно взглянуть на устав, ибо его мало кто видел и может статься, что Вы вступаете в общественную организации проповедующую всякие непристойности чуждые образованному пассажиру) и езжай себе наслаждайся…. Вот с гарантиями – дело плохо.
Автобус может в другой раз и не прийти. А с членским билетом общественной организации «Мой маршрут» боюсь вас в трамвае и на такси не покатают….
И пойдете Вы как те обманутые вкладчики финансовых пирамид искать тот офис где сидит то руководство той организации в которую Вы тогда вступили. Искать правды. А скорее всего нет – Вы пойдете жаловаться в городскую администрацию, жаловаться Главе города. На предмет – «как это Вы мол допустили и где справедливость…» при этом скорее членский свой билет уже стыдливо выкинете…

Что дальше…?
Члены общественно организации «Мой маршрут» множатся…. Её членами стали уже все жители города Перми (не по разу ?). Туда же вступили все граждане нашей страны, которые хоть раз да побывали в городе Перми, далее иностранные туристы, которые по незнанию языка с удивлением подписывали в общественном транспорте города какие то бумаги и удивлялись при этом глубоким демократическим преобразованиями случившимся в отдельно взятом российском городе. Когда число членов организации переваливает за 1 млрд. человек её офис по праву переезжает в здание организации объединенных наций, деятельность которой сворачивается в виду не убедительного количества её членов по сравнению с организацией А.Р Ковыева. ?

Что нужно делать…
Видимо признать, что введение дифференцированного тарифа на пассажирские перевозки в Перми имеет право на существование и более того оно возможно, что показал проведенный эксперимент с маршрутом № 068. Маршрут 068 – закрыть. Если этого не сделает сам организатор его, то это должна в кратчайшие сроки сделать администрация города Перми при содействии контролирующих органов. Думаю, что тут не будет особых проблем, ибо как раз на то что бы предоставлять преимущество общественному транспорту и служат некоторые пункты правил дорожного движения (а маршрут № 068 общественным транспортом не является). Далее заниматься разработкой новой маршрутной сети работающей на принципах дифференцированной оплаты проезда.

Вот, пожалуй, и всё….
А один вопрос остался без ответа: «А при чем тут Лондон…?»